Эта статья посвещена роли Православной церкви в Победе над фашизмом. День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. На улицах Москвы гремели залпы победного салюта, а в возрожденных храмах вечное пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» оканчивалось поздравлением: «С Победой!»
Сложна история нашей Родины. Сложна именно потому, что
слишком дорога Россия для Бога и человечества. Особый Промысел Божий возложил Господь на Россию. Она, по высказыванию почившего митрополита Иоанна (Снычёва), призвана быть хранительницей Православия. Русский народ, как народ богоносец, несёт особую миссию среди всех народов земли.
«Новый Израиль» – называет его Церковь Православная. «Москва - Третий Рим, и четвёртому не бывать». Вся история России, начиная с 988 года - года Крещения Руси – это история непрерывной борьбы за веру с её противниками. Богоотступничество, которое было совершено в нашей стране с революционным переворотом 1917 года, повлекло за собой страшное возмездие – многомиллионный кровавый террор, голод,
репрессии и, наконец, – кара - Великая Отечественная война. Исход этой войны был важен не только для России, он имел жизненно-важное значение и для всех народов мира. На карту была поставлена учесть и Америки и Европы. (Не случайно Америка сделалась союзницей России с первых месяцев войны). Героическую победу русского оружия в войне с фашизмом трудно переоценить. Но какие же движущие силы обнаружились в войне со столь коварным и технически оснащённым
противником? Какие внутренние национальные «непобедимые» свойства Русского характера не дали фашисткой Германии превратить Россию в «сырьевой придаток» машины смерти? Какой Промысел Божий защитил Россию в момент смертельной опасности? Всё тот же что и всегда – БОГ и
заступничество Божией Матери. Верность народа исконным христианским
добродетелям, способность жертвовать собой ради Отечества, ради ближнего, ради Бога. Повествует одна из золотых страниц истории военного времени. Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России.
Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Но Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за неё из братской Церкви – митрополит гор Ливанских Илия. Он знал, что значит Россия для мира; знал и поэтому всегда молился о спасении страны Российской. Митрополит Илия затворился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка не вкушал пищи, не пил, не спал, а только стоял на коленях и молился перед иконой Божией Матери с воженной лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки фронта о числе убитых, о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила что определено и, если это не будет выполнено, Россия погибнет. Богородица сказала, что должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, Духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовят к сдаче Ленинград, но город этот сдавать нельзя. «Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не вступит на святую землю». Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя (если бы Сталинград и Ленинград были взяты Гитлером, то Япония и Турция вступили бы в войну с Россией на стороне Германии и тогда исход войны был бы предрешён. Но заступничеством Богородицы этого не произошло). Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Таково было повеление Божией Матери. Митрополит Илия передал о чудесном явлении представителям Русской Церкви, Советскому Правительству, президенту США Рузвельту, государственному секретарю Соединённых Штатов Гарри Гопкинсу.
Когда Сталину доложили об этом чудесном явлении Божией Матери митрополиту Илии, он пригласил к себе митрополита Алексия (Симанского) и Сергия (Старогородского). На встрече Сталин спросил митрополита Сергия: «Что нужно делать?» «Отслужить молебен, хотя бы в одной церкви», - ответил митрополит. «Служите в семи», - сказал Сталин. Надо сказать, что накануне войны в 1939 г., в Москве были закрыты все церкви до единой, но по приказу Сталина было сразу же открыто семь храмов.
7 ноября 1941 г., сразу же после знаменитого парада на Красной площади, там был отслужен молебен и совершился крестный ход вокруг площади, прося у Бога милости и помощи. Русская Православная Церковь показала всему миру, что она неотделима от своего народа.
Чудом был неудавшийся захват Ленинграда летом 1941 г., когда немцы вошли в город достигнув трамвайных линий, но внезапно, при отсутствии всяких видимых причин, отступили назад. В первые месяцы обороны Ленинграда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда и город был спасён. Сами захватчики потом не могли объяснить что помешало им завладеть вымирающим от бомбёжек и голода городом.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовение погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где готовились к наступлению. И Божия Матерь по молитвам русских людей отгоняла врагов, вселяя в них ужас. 96 тысяч немцев было взято в плен под Сталинградом! Сталинградская операция явилась триумфом русского военного искусства. Победа под Сталинградом имела огромное значение. Она явилась началом коренного перелома в ходе войны: отныне военная инициатива перешла в руки русской армии и боевые действия устремились с востока на запад.
Явное чудо явила Божия Матерь в 1944 г. во время штурма Кенигсберга. Один офицер, бывший в самом центре битвы, рассказывал: «Чаша весов колебалась, вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? И вдруг стрельба с немецкой стороны внезапно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали наступление с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна», Которая была видна всей немецкой армии. Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чём здесь дело и Кто помогает русским!»
Так же было под Москвой. Вспоминают чудо. Когда отступали под Москвой, явилась в небе световидная Жена – Богородица, Которая касалась брони танков. И когда Её спрашивали: «Доколе нам отступать?» – Она отвечала: «Ещё несколько метров пройдёте и остановитесь. Дальше враг не пройдёт».
Весной 1942 г. в Москве впервые за многие годы власти разрешили верующим праздновать Пасху. Когда в мае 1942 г. Гитлеру доставили советскую хронику, он был весьма изумлён, услышав звон колоколов московских соборов, хождение в полном облачении православных священников, открытый призыв Русской Православной Церкви отразить врага.
Итоги внезапной «перемены курса» стали ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось 150 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено до 22 тысяч! Было открыто 85 монастырей, 8 духовных семинарий и 2 Духовные академии. Глубокая, ничем непоколебимая вера в Бога властно захватила всё население Советской страны. В результате репрессий к началу войны численность священников составляла около 6370 человек, в то время как на 1917 год их число превышало 50000. Сократилось и число высшего духовенства (епископат) – со 130 до 4 человек. Во время же войны значительная часть репрессированного духовенства была выпущена на свободу. Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы – этого не было за всё время существования газеты. Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатствами и пропагандистским разгулом. Уже первые слова обращения И. В. Сталина к народу 3 июля 1941 г.: «Дорогие соотечественники! Братья и сёстры!» могли быть подсказаны только религиозным чувством. А осенью 1943 года Правительство обратилось к народу через газеты со следующими словами: «Просим молиться за победу над злейшим врагом – германским фашизмом».
В первые же годы войны Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом во всеохватывающем масштабе, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны. Всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 по 1944гг. составили более 200 млн. рублей. По инициативе митрополита Сергия церковные общины стали собирать деньги на устройство танковой колонны имени Димитрия Донского. Много ценностей для этого было сдано из города Владимира. В июле 1944 г. на двери Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета обороны И. Сталин».
В разгар Великой Отечественной Войны, 3 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча И. В. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. На встрече были обсуждены наболевшие вопросы и намечены пути их решения. Одним из важнейших был признан вопрос об избрании Патриарха. Для чего необходимо было созвать Архиерейский Собор. Сталин поддержал эту инициативу и уже через пять дней 8 сентября состоялся Собор епископов Русской Православной Церкви. В нем приняли участие 19 архиереев, некоторые из них были освобождены из мест заключения незадолго до Собора. Собор избрал Святейшим Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия Старогородского. Правительство поздравило нового Патриарха с его избранием. Тогда же были решены вопросы об открытии духовных учебных заведений, было получено разрешение на регулярное издание «Журнала Московской Патриархии» и решены многие другие вопросы. Важнейшей заботой Патриарха было назначение новых архиереев на пустующие кафедры. Советская власть совместно с РПЦ приняла решение об упразднении обновленчества и возвращения обновленцев в каноническую Церковь через покаяние.
Шаги Сталина навстречу Церкви вызвали симпатию со стороны других стран – Англии, США, Канады, что положительно повлияло на экономическую и политическую ситуацию вокруг нашей страны. Митрополит гор Ливанских Илия был приглашён Сталиным в Россию в октябре 1947 года. Советское Правительство преподнесло в дар митрополиту икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию. По распоряжению Сталина их изготовили самые искусные ювелиры. Тогда же Правительство наградило Ливанского владыку Сталинской премией за помощь во время Великой Отечественной войны, но владыка от денег отказался, и сам преподнёс России в дар 200 тысяч долларов для помощи детям – сиротам, родители которых погибли в войне. Так было полностью исполнено благословение полученное от Царицы Небесной.
Таким образом, особым Промыслом Божиим, была воскрешена из пепла великая Православная Держава уже в новых исторических условиях. Не оправдались планы мирового империализма об уничтожении России, Веры и национального сознания народа. Хоть и колеблется русский человек в вопросе – что есть Бог, но и отрицательный ответ на этот вопрос окончательно дать никогда не сможет, как свидетельствует о нём прозорливый психолог русской души Ф. М. Достоевский, и как мы видим это из нескончаемых примеров русской истории, и особенно из золотых её страниц начертанных кровью героев Великой Отечественной войны.
Игумения Евстолия.
В статье использованы материалы книги
Слово о Великой войне/ Москва, изд-во ООО «Иолантатраст», 2005