С 18 по 23 мая 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла состоялась миссионерская поездка, возглавляемая Архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом с группой духовенства, монашествующих и паломников к святыням древней Византии. Царьград, Эфес, Миры Ликийские - святые места, с которыми связаны не просто жизнь подвижников Православной веры, но сама сущность нашего рождения во Христе, как народа и каждого из нас как Личности.
Наша паломническая группа, возглавляемая Владыкой Кириллом, оказалась одной из первых официальных делегаций Русской Православной Церкви, которая открыто совершала поклонение православным святыням на территории Турции. Несколько лет назад даже служители Вселенского Патриархата были вынуждены за оградой своего храма носить светскую одежду.
Готовясь к этой поездке, мы невольно ощущали внутреннее волнение: как нас встретит эта прославленная веками православная земля, сейчас погруженная во мрак ислама? Щемящее чувство тоски потерянной духовной Отчизны не оставляло сердца. Там было то, вследствие чего наши языческие пращуры ослепли и прозрели. И прозрели не просто для своего самосознания, но для того, чтобы стать Светильником всему миру, стать Третьим Римом, хранителем и провозвестником Православия всей вселенной.
Рейс нашего самолёта выпал на день Преполовения Святой Пасхи. Солнечный, пронзительный. В Сергиевском храме нашего монастыря за ранней Литургией мы с сестрами причастились Святых Христовых Тайн и отправились в путь. Паломничество начинается с приезда в аэропорт. В аэропорт, не сговариваясь, мы вошли вместе с Матушкой Игуменией Варварой. Вскоре подъехал Владыка и озабоченно, как кокош, стал собирать своих птенцов, а нас набралось не мало - 45! В присутствии Владыки чувство праздника стало постоянной составляющей всей поездки.
Стамбул нас встретил московским ветерком и прохладой. Даже климатически природа Византии оказалась сродни нашей, разницы в температуре мы не почувствовали. Для плотно составленной паломнической программы это обстоятельство оказало дополнительную услугу нашей телесной немощи.
Первым нашим впечатлением была довольно продолжительная пробка при въезде в город. Из уст нашего гида по имени Ахмед мы узнали, что население современного Стамбула по официальным данным составляет 13 млн. человек, по не официальным - 17! Город впечатляющих размеров.
В этой поездке по благословению нашего Владыки принял участие историк Владимир Ларионов, благодаря которому мы услышали многое трогающее душу православного христианина. Оказывается, что наше посещение Царьграда почти совпало с днем его основания 11 мая 330 года. Город Византий был одним из древнейших городов Европы, на месте которого святой царь Константин основал столицу своей новой восточной империи - Второго Рима – град Константинополь. Еще в первом веке это место посетил апостол Андрей, здесь он основал епископскую кафедру. Границы города определялись сакральным действием - император Константинополя собственноручно очертил границы города копьём. Эта традиция пришла из глубокой античности. Именно в этот момент по преданию императору явилось знаковое видение: орёл неожиданно появился с небес, схватил змею непосредственно на глазах императора и его свиты, вознёсся с ней в небеса, змея укусила орла, и он камнем упал на землю. У своих оракулов император попросил разъяснения: орел – символ Римской империи, взлёт орла – расцвет Римской империи, падение орла – падение великого города.
По поводу пророчеств о Византийской империи впоследствии была прочитана надпись на саркофаге императора Константина о том, что в последние времена «русый род город освободит». Существует предание, что в последние времена этот «русый род» войдет в Константинополь через Золотые врата, которые ныне заложены.
Первая смотровая площадка нам предоставила возможность с высоты птичьего полёта всмотреться в изгиб Босфора бурно несущего свои свинцовые волны вокруг святого града Константина Великого. Здесь со стороны Золотого Рога ещё в VII столетии наши соотечественники два князя Валох и Лахерн совместно с аварским войском принимали участие в осаде Константинополя. Царьград ничто не могло спасти! Авары с огромным войском надвигаются с суши, Русь приплыла в Золотой Рог и осаждает город с моря. Впервые выносится риза Богородицы и служится молебен на стенах города и … совершается чудо – русский языческий флот гибнет в морской пучине! Поражение было столь грандиозным, что, как описывают греческие хроники, Золой Рог можно было переходить по перевернутым ладьям, как по суше. В этот исторический момент Константинопольской церковью был установлен праздник 7 августа – чудо, связанное с Ризой Богородицы и это место названо Влахерной. Впоследствии здесь был возведён храм Богоматери.
И вот, спустя 200 лет, уже в 860 году повторяется похожая история. Князья Оскольд и Дир штурмуют Константинополь, спасения нет ниоткуда! Патриарх Фотий, имея уже священный прецедент, берет Ризу Богородицы и обходит с нею стены города крестным ходом. Этот крестный ход имел странное действие на наших предков – они снимают осаду и уходят! Не многие возвращаются домой в Киев, но немедленно по возвращении князь Оскольд посылает посольство в Царьград с просьбой о Крещении! Согласно греческим хроникам, крещение руссов происходит в 860 году, и Русь вносится в список епископий Константинопольского Патриархата за номером 60. Что за чудо произошло для варваров, наших предков, у стен Константинополя? Что подвигло их принять веру Христову? Мистическая тайна, ключ от которой хранит Пресвятая Богородица!
Наше знакомство с городом Константина Великого началось с посещения Храма Георгия Победоносца, где находится кафедра Вселенского Патриарха. Уютный намоленный храм XVIвека украшают два древних образа Пресвятой Богородицы. Слева при входе на постаменте мы видим два мраморные ларца с бесценными сокровищами – мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В центре храма возвышается кафедра Златоглаголивого Патриарха. Справой стороны храма, ближе к алтарю можно приложиться к части столба, на котором бичевали Спасителя. Вдоль правой стены на постаментах в украшенных саркофагах почивают мощи святых подвижниц – великомученицы Евфимии Всехвальной, императрицы Феофании и мученицы Соломонии, материи мучеников Маккавеев.
Наше посещение храма пришлось на будний день, и мы не удостоились присутствовать на литургии, греческие священнослужители отслужили обедницу. После обмена взаимными приветствиями Владыка Кирилл возглавил молебен перед мощами Евфимии Всехвальной, и греческая храмина огласилась нашим русским «Христос Воскресе!» Священный трепет, смешиваясь с пасхальной радостью, неудержимо наполнял сердца!
Следующим пунктом была знаменитая Влахернская церковь. В древние времена здесь хранилась Риза Божией Матери. Именно здесь под покровом Божией Матери наши предки познали силу заступничества Пресвятой Богородицы над верным Ей народом и гнев над неверными.
Здесь же явилась Божия Матерь нашему сроднику скифу новгородцу Андрею «на воздусе стоящую в великой славе, окружённую сонмом Ангелов, и молящуюся за род христианский, осеняющую народ Своим Омофором». Событие это датируется 910-м годом и празднуется нашей церковью как праздник Покрова Божией Матери.
В этом же храме явилась Царица Небесная греческим зодчим, посылая их на Русь к преподобным Антонию и Феодосию строить храм во имя Её преславного Успения, дав им при этом Свою святую икону, мощи семи мучеников и золото на дорогу.
Здесь же за алтарём Влахернского храма хранилась Плащаница, в которую было положено тело Спасителя, теперь получившую название Туринской.
Во Влахернской церкви мы смогли утолить жажду от святого источника и приложиться к чудотворному образу Божией Матери.
Как некогда из неведения приведённые ко Христу наши языческие пращуры, с благоговейным трепетом мы переступили порог Костантинопольской Софии. Окружённая минаретами, она не потеряла своей внушительной притягательности и величия. Сейчас это просто музей по статусу использования, но не по сути. Там нельзя вслух проявлять своих религиозных чувств, как нас предупредил гид, но ничто не мешает им изливаться внутри. Совершенно необычное ощущение праздника читается на всех встречающихся лицах. Восторг и умиление не прерываясь изливаются из сердец. Так мне, во всяком случае, казалось при взгляде на великолепие этих древних святых камней и лица входящих и выходящих туристов. Какая-то женщина, приблизившись к нам, с чувством сказала по-английский: «Bеautiful!!! Verybеautiful!!!» («Прекрасно! Очень прекрасно!») Её высказывание относилось к виду священнослужителей нашей группы в стенах святой Софии, и я поняла, что благодать Православной Святости этого места безвременна и интернациональна, или другими словами носит вселенский, вечный характер и никакие мусульманские оковы не существуют для неё. Здесь действительно продолжает совершаться прерванная шесть веков назад Божественная Литургия[1] и бьется сердце прикровенной Православной Империи.
[1]
По преданию, сохранившемуся в веках, во время нашествия турок при взятии Константинополя в 1453 году в храме святой Софии шла Божественная Литургия и священник со Святыми Дарами вошёл в стену. По пророчествам Константинополь должен быть снова завоёван православным народом и Литургия продолжена.
Трижды восстановленная Святая София является самым большим храмом Константинополя. Пространство храма поражает каждого вошедшего своим величием: 100 метров в длину и 70 - в ширину, под огромным светоносным куполом! Первый храм был построен в 325 году и назван Великая церковь и только в V веке был переименован в Святую Софию – Божественная Мудрость. Византийские императоры короновались в храме Святой Софии. В 404 году храм был разрушен вследствие народных волнений, произошедших из-за гонений на святителя Иоанна Златоуста. Строительство второго храма было завершено в 415 году императором Феодосием II. В результате восстания Ники этот храм пострадал, был сожжён вместе с императорским дворцом и храмом святой Ирины в 532 году. Святая София, которую мы видим сегодня, была построена по приказу императора Юстиниана, подавившего восстание Ники и нанявшего лучших архитекторов того времени Исидора Милетского и Арсения из Трал. Строительство было начато 23 февраля 532 года и завершилось через 5 лет. Храм был открыт для богослужения 27 декабря 537 года. После падения Константинополя в 1453 году завоевателем Мехметом II храм был превращен в мечеть.
Над центральными входными императорскими вратами посетителя встречает внушительная мозаика, датированная X веком, на которой изображен Иисус Христос, сидящий на троне и коленопреклонённый император Лев VI. Страшно даже подумать, что через эти же врата, касаясь этих же камней, входили святая Ольга и послы святого Владимира «и не знали, на небе или на земле» они!
Взятие Константинополя Мехметом Завоевателем в 1453 году принято воспринимать как дату трагической кончины Византийской империи, на самом же деле, как рассказал нам наш гид Владимир Ларионов, факты говорят о том, что в действительности конец Второго Рима был в 1204 году при взятии Константинополя крестоносцами. Множество святынь, которыми сейчас наполнены храмы и музеи Западной Европы вывезены именно крестоносцами. Это и знаменитая Туринская Плащаница, и святыни собора Сан-Марко в Венеции, и мощи волхвов в Кёльне, и копьё Лонгина, и многое, многое другое - всё было вывезено из Византии. Безвозвратно исчезли пелены Младенца Христа, огромная икона Спасителя из нортекса Софийского собора «Христос-исповедник» и икона Божией Матери, с которой Богородица говорила с Марией Египетской.
В этот же период были уничтожены святыни, которые дороги не только христианскому миру, но и всему человечеству. Известно, что трое святых ворот храма Софии были сделаны из досок Ноева Ковчега и обиты серебром. Крестоносцы разбили эти ворота, серебро собрали, а сами ворота сожгли.
Но несмотря на всё это, храм Святой Софии и сейчас является самым большим реликварием в мире по той причине, что во время строительства храма при св. Юстиниане священники после каждых 12 рядов кирпичной кладки помещали мощи святых. Количество мощей не поддаётся подсчету.
Вторым собором святого града Константина был собор святая Ирина, что означает – Божественный Мир, третьим - святой Динамис – Божественная Сила. (Не сохранился). Впоследствии храмы такого посвящения в мире не встречаются, исключение составляет Динамис, который до сих пор находится в Афинах, построенный в XII веке.
Особое впечатление на всех посещающих Святую Софию производят уцелевшие мозаики с изображением Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, находящиеся на верхней правой галерее собора. Их изображения я бы назвала пределом возможного материализованного духовного осмысления человеком Бога. Строгая простота, нескончаемое сострадание и жертвенная любовь объединяют все три образа. Взгляды, обращённые вглубь себя и вместе с тем к самому сердцу смотрящих на них, с невыразимой кротостью и любовью, переполняют сердце умилением и восторгом! Как близок к нам Господь! Как вечно то, что мы переживаем, приближаясь к Нему со всем своим недостоинством! Как возвышенно и как глубоко Величие Божие, открывающееся нам!
Страшно представить, что всего этого мы могли бы быть лишены, не обрати свои взоры наши языческие предки в сторону востока, к камням Святой Софии!
С невыразимым чувством сопричастности к величию происшедших здесь событий, мы покинули Святую Софию телесно, унеся её в своих душах навсегда! Действительно, вселенский масштаб нашего православного самосознания освятил наши чувства! Наша Родина – Православная Отчизна - поистине жива! Она живет в наших сердцах, которые бьются в унисон с вечностью!
Нашим следующим пунктом паломничества был Эфес. К нему мы отправились воздушным путем. Рейс Стамбул - Измир в какие-то 40 минут нас доставил на место подвигов Поликарпа Смирнского - древний город Смирну. Недалеко оттуда нас ожидало таинственное место кончины любимого ученика Господа - тайнозрителя, девственника Иоанна Богослова. Был канун его памяти 20 мая. На следующее утро мы готовились принять участие в Литургии на самом месте кончины блаженного Богослова, возглавляемой нашим Высокопреосвященнейшим Владыкой Кириллом. Утро выдалось ясное, и по-южному уже припекало солнце. Место, где в былые времена стоял храм, сейчас представляло из себя только его остатки, но какие! Мраморные белые колонны на постаменте, соразмерные пропорциям человеческого тела, даже без сводов и других элементов здания, уже делали окружающее пространство органичным и организованным. Искусство античных греков здесь проявлялось в пропорциях даже отдельно лежащих элементов. Сводом же для нас было небо. После недолгих приготовлений архиерейского причта, каменистая пустыня огласилась нашим православным молением. Священство, хор, присоединившиеся к нам паломники - все в едином дыхании устремили свои взоры в глубину веков к сакральным тайнам богопознания, приникнув духом к образу почившего здесь, но не обретенного, любимого ученика Христова!
Литургия, соединяющая нас духовно и телесно с Творцом и Создателем, совершённая на этом святом месте, всем участвовавшим в ней придала сил и ещё более утвердила наши стопы к совершению своей миссии.
Далее нам предстоял большой переезд к месту служения дорогого сердцу каждого христианина, а особенно русского, святителя и чудотворца Николая. Наш монастырь назван в честь его и паломничество сестер обители к своему покровителю для нас особенно значимо. С тех пор, как мы оказались в Никольском Переславском монастыре, мы не перестаем изумляться щедрости и милости, которую изливает на нас наш Святитель. Побывать на месте его подвигов и трудов, прикоснуться к воздуху, которым он дышал, к камням по которым он ходил и ко всей той земле, которую на века он освятил своим земным пребыванием - событие, которое поистине невозможно переоценить!
Городок Демре, ранее Миры Ликийские, где находится храм Святителя, так же живет благодеяниями святого Николая. Вся инфраструктура этого местечка обязана почитанию этого всемирно любимого святого. Отели, магазины, лавочки и прочее готовы принять и одарить любителя путешествий. Но наш интерес особый – храм Святителя.
Ко времени нашего прибытия к храму нас уже ожидала солидное число паломников и просто соотечественников, привлечённых сюда памятью Святителя. Наш приезд был приурочен к летнему торжеству, посвящённому переносу мощей Святителя в итальянский город Бари, совершившийся накануне османского нашествия в 1087 году. В храме сохранился поврежденный блаженными грабителями саркофаг, в котором почивали мироточивые мощи Святого Николая. Перед этим саркофагом Владыкой был прочитан акафист Святителю. Всё наполняющийся молящимися храм, вливал в нас чувство радости за наше далёкое Отечество. Ведь основной состав собравшихся почитателей Святого были русские! Именно русскому сердцу оказался близок Святитель своими истинно христианскими добродетелями – крепостью в вере, милостью, нестяжательностью, скорой помощью всем нуждающимся, неиссякаемой добротой сердечной! Среди собравшихся были и представители местной прессы, что тоже делало событие значимым. Турецкий корреспондент с нескрываемым интересом фотографировал службу, соревнуясь с нашим фотографом в ревности. Впоследствии нам сообщили, что информация и кадры из службы украсили страницы газет города на следующий день.
Литургия, возглавляемая Архиепископом Кириллом с собором духовенства Ярославской епархии на месте служения Святителя, была кульминацией всего нашего паломничества. Не случайно имя Николай переводится как «победитель». Чувство духовной победы, пасхального торжества Спасителя в мире видимом и невидимом переполняло все наши чувства! Трудно передать словами то ликование, которое мы все испытывали возвращаясь из этих святых мест на нашу Родину. Поистине – с нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, ЯКО С НАМИ БОГ!
Игумения Евстолия. 27 мая 2011г.